Для начинающих волынщиков

Из опыта

Решил поделиться мыслями с теми, кто интересуется Большой Шотландской Волынкой (Great Highland Bagpipes).

Очень часто мне задают вопросы: «где купить?», «с чего начать?», «где можно обучиться?» и др. В данной статье хочу поделиться своим опытом.

Когда-то давно, лет 7-8 назад, зайдя в мастерскую своего приятеля-художника, я услышал привезенный им из Великобритании компакт-диск военного оркестра шотландских волынщиков и барабанщиков. Я «загорелся». После этого визита я долго находился под впечатлением от услышанного. «Возгорание» было настолько велико, что меня естественным образом стали посещать мысли: «Вот было бы хорошо, если бы я смог так же».

Но, с другой стороны, у меня возникали встречные вопросы: я живу в стране, где нет не только традиции игры на этом инструменте, а где вообще не имеют о нем никакого представления (в провинции восточной Украины до сих пор практически никто не знает даже о существовании родственника и предка БШВ – гуцульскую дуду), не говоря уже о специализированных школах и местах, где можно спросить совета и приобрести этот инструмент.

Непреодолимой глыбой вставали вопросы: «Где достать инструмент?», «Как и где учиться?» и прочее. На тот момент времени решение этих вопросов для меня казалось не менее фантастическим, чем полет на Луну или к дальним созвездиям. В общем, не зная что делать, к кому обращаться и у кого спросить совета, я отложил этот вопрос в «долгий ящик».

Шло время. Жизнь продолжалась обычно, иногда радуя переменами. В 2004 году, я оказался в Киеве. Однажды гуляя по городу, сквозь городской шум я услышал звуки волынки, и, не раздумывая, направил свои стопы к источнику звука. Так я познакомился с волынщиком, контакты которого я, по случайности, утерял. Я тогда и не знал, что это была гуцульская дуда (сказывались мои огромные пробелы в области знаний о волынках – я не мог предположить, что кроме шотландской еще есть великое множество иных этнических вариантов).

После этой встречи моя безнадежность на пути к желаемому стала таять. Но до полного «вызревания», «точки критической массы» мне потребовалось еще пара-тройка лет.

«Точка вызревания» наступила в августе 2008 года, когда, закончив рабочий день, я вышел из офиса и… услышал волынку. Волынщик Володя играл в небольшом скверике у ст. м. Лесная (непонятно, что его занесло в этот район). Я, естественно решил не спешить домой – где мне еще выпадет такой повод. Повод не просто нашелся, а стал просто провидением. Я заметил, как два тела, полубомжеватой внешности с гопническо-криминальнами замашками стали «наезжать» на волынщика, дескать «мы тут внатуре отдыхаем, а ты портишь «малину» – учись на гитаре играть Шуфутинского», завязалась небольшая прелюдия к потасовке. Я вмешался…

Ситуацию развязали двое проходивших мимо работников МВД – на удивление и вопреки сложившемуся мнению о милиции, эти люди оказались добрыми феями – полубомжей отогнали (они уже, как зомби начали сползаться к месту шума).
В общем, в тот вечер я открыл для себя много нового. Волынка оказалась галисийской гайтой. Я понял, что что-то в моем сознании «сдвинулось с места».

Со следующего дня я начал активно «рыть» Интернет (и как же я раньше до этого не додумался, тремя-четырмя годами ранее!). За неделю многочасового веб-серфинга я узнал, о волынках не то что все, но очень многое.
Начал я поиск с Википедии, а оттуда – по ссылкам – «пошло-поехало».

Теперь с лирической части перейду к деталям.

Для «самостоятельного старта» я начал, как уже писал выше, с Википедии. Забил в поле запроса «волынки». На открывшейся странице я прочел краткие энциклопедические данные и пошел «гулять» по ссылкам. Каждый источник гасил «белые пятна», расширяя мой кругозор в этом предмете и ставил новые вопросы, которые мне помог разрешить все тот же Интернет.

На чем я заострил внимание – форумы и частные странички волынщиков-профи, например http://www.bagpipejourney.com

Знание английского языка очень желательно, ибо более 90% полезной информации вы получите с англоязычных ресурсов.

Если вы дружите с английским языком, то могу посоветовать вам начинать сразу с указанного выше сайта Andrew Lenz’а который, на мой взгляд, является одним из наилучших информационных ресурсов категории «все о волынке от А до Я».

Если же у вас с английским туго, то ищите русскоязычные форумы.

Итак, когда вы разобрались с информацией по инструменту и выбрали вам подходящий по душе (кроме БШВ, как я упоминал выше, есть великое множество других: ирландские локтевые, болгарские гайды, беларусские и украинские дуды, а также шотландские смоллпайпы, немецкие дудльзаки, французские мюзеты, шведские, эстонские, македонские волынки).

Если вы выбрали БШВ, то первое, что вы должны сделать – приобрести практис чантер (practice chanter) – приспособление для обучения игре и разучивания мелодий. Это своего рода «маленькая волынка», по виду напоминающая блок-флейту с пластиковой тростью/reed (пищиком) внутри, которая при давлении воздуха создает звуковые колебания (у самой волынки трость/chanter reed из тростника). Посмотреть, как выглядит, как устроен и как звучит «практис чантер» вы еще сможете с помощью всемогущего поисковика или же представленных мною ссылок на ресурсы.

Хочу остеречь пылких новичков – не пренебрегайте practice chanter! На форумах можно наткнуться на «умудреные советы» «великих волынщиков», что дескать эта «дудка» не нужна, что «играть надо сразу на волынке». Что ж, пусть эти безумцы попробуют на практике свершить предлагаемое.

Итак, по пунктам, почему нужен практис чантер:

1. Цена его колеблется от 30 до 100 евро (навороченные из черного дерева, с отделкой из слоновой кости и серебром – до 200-400). Если у вас «огонек» потух – то вы можете передумать и не будете жалеть, что выкинули НЕМАЛЕНЬКИЕ деньги на волынку. Кроме того, в процессе обучения азам игры, которое займет у вас немало времени (в частности, разучивание аппликатуры и чтобы «пальцы слушались»), на «практисе» у вас будет время еще больше узнать об инструменте, решить, подходит ли вам такое дело, или терпения не хватит, узнать о ценовом диапазоне волынок, что требует очень щепетильного отношения.
2. Волынка очень громкий инструмент (в горах ее слышно на 3-5 км), мало того – тяжелый, требующий концентрации, поддержания давления в мешке для звучания аж 4 тростей/reeds (пищиков) – чантера (мелодической трубки волынки) и трех бурдонов, издающих монотонный звук в октаву и две октавы ниже чантера. Поэтому в квартире на ней играть невозможно – если вы живете в многоэтажке, то соседи закажут на вас киллера. Сам же практис чантер звучит тихо.
3. Практис чантер компактен – его можно брать в дорогу, в поход и даже на работу – игра и разучивание, напомню, требует упорства, терпения и времени. С огромной и некомпактной волынкой сделать это очень проблематично.
4. Волынщики разного уровня (то есть все) большую часть времени проводят с практис чантером. Всякая новая мелодия всегда разучивается «практисом».
5. Практис чантер долговечен и его можно просто заказать через веб из другой страны (например Великобритании, США, Германии) по почте. К покупке и транспортировке самой волынки нужно относиться куда более осторожно и взвешенно.

Ну вот, пока что все. Надеюсь, вам удалось разобраться и найти что-то ценное в моем рассказе (пишу, как могу).
В следующий раз постараюсь описать диапазон качества и цен волынок и на что следует (и не следует) обращать внимание при выборе.

Комментарии (3) на “Для начинающих волынщиков”

  1. Jurko:

    +1 практис это самое первое, что нужно волынщику. какой? это решать самому. всё-таки чернодеревянный практис это вещь! и по звуки интереснее и в руках держать приятнее, но как по мне скорее всего для домашнего использования… на работу и в отъезды дерево жалко таскать, а пластик в самый раз. взял в руки, подстроил и играй, дерво же требует предварительных манипуляций – в первую очередь промаслить (потом просто поддерживать в кондиции). пластик неприхотлив и дешев, а дерево это дерево )))

  2. александр:

    А лучше купить уж гобой на нем хоть мелодий больше играть можно. А в общем не понятно зачем учиться на чантере без мешка, это уже не волынка. Если только аппликатуру изучать, так она ломаная и бестолковая. Ну поиграешь годика 3 и плюнешь на енто занятия. Все равно хороший шотландский хайлэнд вряд ли кто захочет купить у мастера за 3000 фунтов стерлингов. Эти деньги надо еще заработать и инструмент где то применить в дело. Пока учишься если на дрянном хайлэнде, то гипертоником станешь….Вы обращайтесь лучше к степановским волынкам, во-первых недорогие, а потом на них быстро можно научиться играть. А если выйдишь улицу с его волынкой и будешь играть знакомые всем украинские песни, то могу гарантировать что тебя вся милиция города будет охранять. Нормальным людям нужна больше своя песня, а уж потом чуть иностранщины.

  3. Юрко:

    а ещё на бубне можно)))
    \\\Если только аппликатуру изучать, так она ломаная и бестолковая.\\\ а почему это, позвольте полюбопытствовать? хрен знает сколько именно так и учат на хайланде играть, а тут появляется степанов со своими поделками и отменил практисы. ржунимагу.
    \\\Если только аппликатуру изучать, так она ломаная и бестолковая. Ну поиграешь годика 3 и плюнешь на енто занятия. Все равно хороший шотландский хайлэнд вряд ли кто захочет купить у мастера за 3000 фунтов стерлингов.\\\ если вы уважаемый за три года на практисе ничему не научитесь, либо вы не так, не тому и не у тех учитесь, либо у вас руки ростут оттуда откуда и ноги, сие весьма прискорбно, НО полновесный хайланд вам точно не понадобиться. 3000 фунтов -это извините за full silver mount. не надо путать теплое с мягким.
    \\\Эти деньги надо еще заработать \\\вы не поверите все деньги надо зарабатывать.
    \\\Пока учишься если на дрянном хайлэнде, то гипертоником станешь….\\\ так вы определитесь на «дрянном» стобаксовом паке или всё таки на хайланде за 3000 фунтов?

Оставить комментарий

сменить код
Введите этот код: (защита от роботов)